[ad_1]
Описание: Александр Любимов
Оглавление[▼]
Субмодальности кодируют отношение. Значит, меняя субмодальности, можно менять отношение. Не только регулировать силу переживания, но и менять оценку: плохое на хорошее (или нейтральное), замешательство на понимание.
Общая схема смены субмодальностей
Общая схема при смене субмодальностей достаточно стандартна. Есть то, что мы хотим изменить, и то, что мы берём за эталон. Если мы меняем отношение к ситуации из прошлого: «рабочая» ситуация (неприятная), «эталон» — приятная ситуация. Дальше нам нужно просто найти различия в субмодальностях между «рабочей» и «эталонной» ситуацией. И субмодальности «рабочей» сделать такими же, как у «эталонной».
Такая схема будет подходить для изменения оценки ситуации в прошлом, для создания мотивации, изменения отношения к человеку и т.д.
Закрепление результата
В некоторых случаях желательно результат «закрепить». Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ «неустойчив», и образ ситуации постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.
Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между «рабочей» и «эталонной» ситуацией.
Процесс описан для В канала, для А канала надо заменить слова «образ» и «картинка», на «разговор» или «звук», а «вид» на «что вы слышите».
1. Два вида «рабочей» ситуации
Вам нужно определить два вида «рабочей» ситуации: старый (нежелательный) и новый (желательный).
2. Процесс смены
Посмотрите на старую картину «рабочей» ситуации, резко смените её на новую картинку «рабочей» ситуации, отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.
3. Проверка работоспособности
Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку «рабочей» ситуации, она должна стать менее «устойчивой»: расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что «её трудно удержать».
Смена субмодальностей неприятной ситуации
Эта просто частный пример того, как можно использовать сдвиг субмодальностей.
Вы находите 3-4 субмодальных различий. Меняете их у «рабочей» ситуации и определяете: изменилась ли оценка ситуации. Если нет, то ищете ещё 3-4 субмодальных различия, опять меняете. Определяете, изменилось ли отношение.
По шагам
1. Рабочая ситуация
Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.
«Эталонную» – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.
2. Эталонная ситуация
Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.
3. Субмодальные отличия
Найдите три-пять субмодальных отличий «Рабочей» и «Эталонной» ситуации.
Например:
Неприятная ситуация |
Приятная ситуация |
Маленькая |
Большая Цветная Яркая Спереди Есть движение Диссоциация |
4. Изменение
Замените субмодальности «Рабочей» ситуации на субмодальности «Эталонной«.
5. Проверка
Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на второй шаг и найдите еще несколько отличий.
6. Новые возможности
Попросите Клиента вспомнить «Рабочую» ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.
7. Экологическая проверка
Проверьте экологию: — Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?
Если «Да» – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую более подходящую «эталонную» ситуацию.
Демонстрация
Тренер: — Даша, вспомни неприятную ситуацию, отношение к которой ты бы хотела изменить.
Клиент: — Да, есть такая ситуация.
Т: — Мне не нужно содержание, но давай как-нибудь её назовём.
К: — Пусть будет «Спор».
Т: — Отлично. Мы собираемся изменить отношение к ситуации «Спор». Но нам нужна «эталонная» ситуация – к которой ты относишься хорошо.
К: — Она должна быть связана с предыдущей ситуацией?
Т: — Нет. Просто ситуация, которая тебе нравится.
К: — Да, я нашла её.
Т: — Назови её.
К: — «Чтение».
Т: — Расскажи мне про «Чтение». Не про содержание, а про то, как ты её воспринимаешь.
К: — Я читаю.
Т: — Ты это видишь, слышишь, чувствуешь?
К: — Вижу. Я вижу, как я читаю.
Т: — Где расположен экран, на котором показывают Дашу, которая читает?
К: — Вот здесь, передо мной, на расстоянии руки.
Т: — Можешь руками показать размер картинки.
К: — Вот.
Т: — Хорошо. Это кино или фотография? Есть там движение?
К: — Там есть движение. Я вижу, как перелистываю страницы.
Т: — У нас получилось, «Чтение»: расположена перед тобой, на расстоянии руки, есть движение. Так?
К: — Да, всё верно.
Т: — Замечательно. Теперь давай вспомним о «Споре».
К: — Я вижу, как я спорю.
Т: — А где расположена эта картинка?
К: — Слева внизу.
Т: — Покажи рукой, где.
К: — Вот здесь. Вот такого размера.
Т: — То есть она меньше, чем «Чтение», слева внизу, и, как ты показываешь, она наклонна?
К: — Да.
Т: — Там есть движение?
К: — Да, там тоже есть движение.
Т: — А какая картинка ярче?
К: — «Чтение» ярче.
Т: — Они цветные, чёрно-белые?
К: — Обе цветные. Только в «Чтении» цвета более насыщенные, а в «Споре» они более блёклые.
Т: — Хорошо. Давай попробуем изменить. Сделай сейчас следующее: мысленно вырежи картинку «Чтение» из пространства, а теперь возьми «Спор» и вставь точно в это место пространства. Одновременно он станет более ярче и цвета станут более насыщенными.
К: — Я сделала. Но что-то не очень. Немного полегче, но не более того.
Т: — Хорошо. Верни обе ситуации на места и давай поищем, чем они ещё отличаются. В «Споре» ты видишь себя со стороны, или смотришь на всё своими глазами?
К: — Я в ситуации.
Т: — А в «Чтении»
К: — Я вижу себя со стороны.
Т: — Движение в обоих случаях происходит одинаково? Или может есть рывки, одно кино быстрее или медленнее?
К: — В «Споре» как будто зацикленный кусочек кино. И он несколько быстрее. И повторяется, повторяется.
Т: — А в чтении?
К: — Там я просто вижу, как я читаю. Оно плавное, спокойное.
Т: — Так, как ты говоришь, получается, что в «Споре» оно идёт рывками.
К: — Да, действительно.
Т: — Подведём итог. «Чтение»: перед тобой, более яркая, цвета более насыщенны, движение более плавное, медленное, кино продолжительное, здесь ты видишь себя со стороны. «Спор»: слева внизу, меньше, наклонное, менее яркая, цвета блёклые, движение прерывистое, более быстрое, кино короткое, и ты в ситуации?
К: — Всё правильно.
Т: — Хорошо. Теперь делаем так. Ты опять вырезаешь «Чтение» из пространства, потом берёшь «Спор» и вставляешь прямо в это же место пространства. Ты выходишь из ситуации и смотришь на себя со стороны. Одновременно картинка «Спора» становится более яркая, цвета более насыщенными, кино более продолжительное, тебе будут показывать более плавное, без рывков, медленнее.
К: — О! Я сделала.
Т: — Что изменилось?
К: — Я поняла, что не всё так плохо. Когда я сейчас вижу ситуацию целиком, и понимаю, что можно было бы поступить по-другому.
Т: — Ты можешь представить не менее трёх новых способов, как ты могла бы поступить в этой ситуации?
К: — Да, я придумала.
Т: — Подумай: то, что ты изменила отношение к этой ситуации может тебе как-то повредить в жизни?
К: — Нет. Скорее наоборот.
Т: — Спасибо.
Комментарии
Что делать, если не получается изменить требуемую субмодальность?
Придумайте какой-нибудь приёмчик. Если надо перенести на другое место:
— Вырежи эталонную картинку из пространства и в образовавшееся место вставь рабочую картинку.
— Возьми картинку руками и перенеси…
Если вам нужно изменить яркость, цвета и прочее:
— Представь, что у тебя пульт от телевизора. Ты нажимаешь кнопку…
Если нужно изменить цвета:
— У тебя в руках кисточка. Раскрась в нужные цвета.
Поищите, где-то в опыте у человека есть необходимые навыки. Все мы что-то передвигали, раскрашивали, пользовались телевизором или компьютером.
Как давать инструкции по изменению субмодальностей?
Я обычно привязываю весь набор к изменению одной субмодальности. Например, если различие в ассоциации-диссоциации, можно сказать: «Ты входишь в картинку, и одновременно меняются цвета, появляется движение…»
Если есть различия в местоположении: «Ты ставишь картинку «рабочей» ситуации на место «эталонной». Как только ты это сделаешь, изменится фокус и объём.»
И так далее. В этом же случае можно сказать: «Ты делаешь картинку объемной, одновременно с этим она перемещается и у неё меняется фокус…»
Обязательно делать привязку?
Не обязательно. Просто так обычно процесс происходит легче. Вы можете просто последовательно предложить человеку изменить субмодальности: «Ты делаешь картинку объёмной, … теперь добавь движения, … теперь сделай её ярче».
Как определить, к чему привязывать изменение?
Во-первых, можно откалибровать. Человек невербально покажет вам, какая субмодальность для него более важна.
Во-вторых, часто в речи люди говорят о более значимых субмодальностях. «Ситуации как-то отдалилась», «она стала более тусклой», «потеряла объём». Слышали такое?
В-третьих, вы привязываете всё изменение к изменению какой-то субмодальности, если не получается – привязываете к другой.
В-четвёртых, есть некая статистика. Например, за знак ситуации чаще всего отвечают: цвета, местоположение, ассоциация.
В-пятых, есть так называемые «критические» субмодальности. И о них дальше.
[ad_2]
Автор Александр Любимов