[ad_1]
Оглавление[▼]
Данная техника помогает изменить оценку какого-то периода жизни. Например, сделать более счастливым детство или приятным — отношения с вот с этим человеком.
По шагам
1. Период
Определите период времени, который вы воспринимаете как «проблемный», «трудный» или «неприятный». Это может быть связано только с каким-то человеком, местом и т.д. Например «работа в такой-то фирме», «взаимоотношения с Алексеем» и т.д.
2. Ресурсный якорь
Сделайте себе достаточно мощный положительный кинестетический ресурсный якорь.
3. Линия времени
Представьте себе выбранный временной участок жизни в виде линии на полу. Напишите на бумажках название значимых ситуаций этого периода и разложите на линии времени в хронологическом порядке.
4. Сортировка
Пройдитесь по линии времени, отмечая какие из ситуаций вы оцениваете как «приятные», а какие как «неприятные». При этом бумажки с названиями «приятных» ситуаций оставьте лежать на своих местах, а бумажки с названиями «неприятных» ситуаций отодвиньте вбок.
Теперь пройдитесь по линии времени ещё раз, ассоциированно перепроживая «приятные» ситуации, а «неприятные» помещая рядом с линией времени в виде экранов с диссоциированной (то есть вы видите себя со стороны) картинкой происходившего. Вы так же можете отодвигать эти экраны на то расстояние, которое считаете наиболее оптимальным для восприятия ситуации. При этом бумажки с названиями этих ситуаций так же желательно отодвигать на аналогичное расстояние.
При работе с «отрицательными» ситуациями можно задействовать ресурсный якорь из п.2.
Весьма возможно, что после некоторых изменений некоторые ситуации перестанут быть «неприятными» и даже станут «приятными». В таком случае бумажки с из названиями можно будет вернуть обратно на линию времени.
5. Перепроживание
Физически пройдись по линии времени, перепроживая приятные ситуации и рассматривая экраны с «неприятными» ситуациями. Измените то, что считаете нужным изменить.
6. Экологическая проверка
Подумайте, не навредит ли вам такое восприятие вашего прошлого. Если может навредить – вернитесь на шаг 4.
7. Привязка к будущему
Что вы получили в результате этой техники? Посмотрите в своё будущее – что там изменилось?
Демонстрация
Тренер: — Маленькое упражнение. У кого было трудное детство… или юность, или взрослый возраст? Ира. У тебя было «плохое» детство, а может жизнь у тебя «подпорчена» в другой период?
Клиент: — Это скорее подростковый возраст.
Т: — Хорошо. Но прежде чем мы начнём менять твоё отношение к подростковому возрасту, давай сделаем следующее. Вспомни несколько самых приятных твоих состояний. И по очереди: берёшь приятное состояние – доводишь его до максимума – сжимаешь правую руку в кулак – разжимаешь – выходишь из состояния. И так со всеми состояниями. Желательно чтобы их было не менее 5.
К: — Я взяла «спокойствие», «счастье», «приятную расслабленность», «уважение» и «юмор».
Т: — Отлично. Сейчас сделай следующее – представь на полу кусочек линии времени, который соответствует твоему «подростковому возрасту». Возьми небольшие листики бумаги. Вспоминай более-менее значимые события этого периода, пиши название ситуации на листике и клади его на линию времени.
К: — Листики должны на линии лежать по порядку?
Т: — Даже более того – желательно чтобы расстояние между ними было пропорционально временному промежутку между ними.
…
К: — Сделала.
Т: — Хорошо. Теперь сделай следующее – пройдись по линии времени и рассортируй эти ситуации: те, которые ты считаешь «приятными» оставь на линии времени, а те, которые считаешь «неприятными» сдвинь в сторону.
К: — Сдвигать вправо или влево?
Т: — Как тебе захочется. При чём одни можно сдвинуть вправо, другие влево.
…
К: — Да, я сделала это.
Т: — Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.
К: — Да!
Т: — Замечательно. А теперь ты можешь пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила сбоку будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, делать их более или менее смутными, превращать в фотографии или наоборот в кино. Если ты отодвигаешь или придвигаешь экран, желательно отодвигать или придвигать на аналогичное расстояние бумажки с названиями этих ситуаций. Но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Если тебе будет всё-таки слишком неприятно смотреть на эти ситуации даже со стороны – задействуй твой положительный якорь – сожми правую руку в кулак. Точно так же, возьми на это столько времени, сколько тебе для этого нужно.
К: — Да, я и это сделала.
Т: — Замечательно. Теперь ещё несколько раз пройдись по линии времени, перепроживая изнутри «приятные» ситуации и наблюдая со стороны «неприятные». Точно так же ты можешь «приятные» сделать ещё более приятными, «неприятные» передвинуть дальше или ближе. Короче, ты можешь поиграть со всеми этими ситуациями, как «приятными», так и «неприятными», делая их ярче или темнее, более или менее смутными и так далее.
К тому же ты можешь выходить из «приятных» ситуаций и смотреть на них со стороны, и входить в «неприятные» ситуации и проживать их изнутри. Сейчас мы строим в первую очередь «типичное» представление о ситуациях этого периода.
К: — А зачем мне обратно заходить в «неприятные» ситуации?
Т: — Это твоя возможность. Вдруг тебе захочется почувствовать эту ситуацию изнутри. Мы сейчас не столько задаём новое «правильное» восприятие ситуаций, сколько создаём возможности воспринимать как отдельные ситуации, так и целые участки прошлого так, как ты сочтёшь нужным. Добавляем выборов.
…
К: — О-о-о!
Т: — Что получилось?
К: — Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их на линию времени поместила. И многое просто ещё вспоминается. Оказывается хорошее было время.
Т: — Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как-то повредить тебе?
К: — Я думаю, нет.
Т: — И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?
К: — Мне кажется, я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.
Т: — Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?
К: — Да, спасибо!
Т: — Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо. Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни. Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.
Вопросы
— Обязательно эту технику делать с бумажками?
Не обязательно. В принципе, вы всё можете сделать в собственной голове. Но с бумажками и пространственными якорями обычно получается лучше. Когда мы ходим по линии времени, пишем и двигаем бумажки, мы задействуем тело в намного большей степени, чем если просто всё это делаем в голове.
Как вариант: вы можете сделать эту технику (но с разными жизненными участками) с бумажками на полу и только в голове – и сравнить результаты.
— Насколько необходим ресурсный якорь?
Весьма желателен. В некоторых случаях одной диссоциации может не хватить – вот тогда и задействуйте ресурсные якоря.
— А если этого ресурсного якоря не хватит?
Прервитесь, разбейте состояние и найдите ещё ресурсов.
— Нужно ли чтобы первая и последняя ситуация были приятными?
В принципе можно так сделать, но, на мой взгляд, это не жутко принципиально. Такой вариант полезен, например, когда у человека в конце периода лежат только «неприятные» ситуации. Разбавьте их приятными.
— А откуда взять приятные ситуации?
Пусть поищет. Это же может быть что-то не слишком важное, но действительно приятное: вкусно поел, выспался, постоял под горячим душем, купил забавную безделушку…
[ad_2]
Автор Александр Любимов