Техника:: Быстрое лечение фобий

[ad_1]

Описание: Александр Любимов

Оглавление[▼]

    • По шагам
      • 1. Создание мощного ресурсного якоря
      • 2. Диссоциация
      • 3. Быстрый просмотр черно-белого фильма
      • 4. Просмотр задом на перед
      • 5. Проверка
      • 6. Подстройка к будущему
    • Схема
    • Комментарии
      • Страх и фобия
      • Названия для фобий
      • Обучение
      • Многоступенчатая диссоциация
      • Паттерн разрушения сильного якоря
    • Демонстрация
      • Ответы на вопросы
    • Презентация
    • Проверь себя

Не смотря на название, данная техника разрушает якоря на любые сильные переживания (в том числе и положительные): страх, ненависть, любовь, восторг, счастье, удивление и т.д.

Техника разработана Ричардом Бендлером.
«Когда психологи изучали фобии, они шли на улицу и находили сотни людей с фобиями. Они шли только за теми людьми, которые не знали как преодолеть проблему! Я избрал другой способ. Я пошел и нашел двух человек, у которых была фобия и которые ее преодолели. Затем я изучил, как они сделали это.
Я научился этому у Милтона Эриксона, у которого были уникальные таланты. Когда у его клиента была проблема, он всегда искал тех, у кого ее не было. Затем он находил способ как сделать тех, у кого трудность есть, похожими на людей, у кого ее нет.»
Ричард Бенлер. «Время перемен.»

По шагам

1. Создание мощного ресурсного якоря

Оператор помогает Клиенту получить доступ к мощному положительному переживанию (переживаниям) и якорит это состояние. Якорь должен быть Кинестетическим.
В процессе выполнения техники Оператор удерживает положительный якорь. Клиент должен при просмотре фильма чувствовать себя достаточно комфортно. Если нет — добавьте ресурсных состояний на тот же якорь.

2. Диссоциация

а) 1-я ступень

Оператор предлагает Клиенту вспомнить 2 события (в виде слайдов на экране): одно до события, когда Клиент ещё был в ресурсе (черно-белый слайд) и после, когда он пришел в себя и уже был в ресурсе (цветной слайд).

а) 2-я ступень

Предложите Клиенту мысленно встать позади себя, сидящего в кинотеатре и смотрящем на экран. Наблюдать можно и с последнего ряда кинотеатра, и из будки киномеханика.

Если вы замечаете, что Клиенту трудно диссоциироваться, то вы можете установить ему якорь на состояние диссоциации.

3. Быстрый просмотр черно-белого фильма

Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент просматривает черно-белый фильм, начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2.

Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!

Клиент просматривает фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. После этого эта процедура повторяется, до тех пор, пока Клиент не научится делать все очень быстро.

4. Просмотр задом на перед

Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент очень быстро просматривает черно-белый фильм, от слайда № 1 до слайда №2 (рис п.3)

после чего ассоциируется с цветным слайдом №2. После ассоциации со слайдом №2, Клиент быстро проживает (ассоциированно) все события задом на перед от слайда №2 до черно-белого слайда №1. Дойдя до слайда №1 Клиент сразу переходит во 2-ю ступень диссоциации. После этого экран гасится.

Порядок просмотра:

Диссоциация Черно-белое кино от слайда № 1 практически до слайда №2.
Ассоциация Ассоциация в цветной слайд №2
Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1
Диссоциация Быстрая диссоциация
Экран гасится

Клиент проходит этот процесс несколько раз, пока у него не получится достаточно быстро.

5. Проверка

Предложите Клиенту подумать о бывшем источнике фобической реакции и калибруйте его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку.

6. Подстройка к будущему

Предложите Клиенту представить возможную встречу в будущем с источником бывшей фобической реакции или подумать о возможности возникновения подобной ситуации и выясните его варианты поведения при этом. Добейтесь от Клиента точной сенсорной информации о “критериях осторожности”: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Схема

Схема:: Техника «Быстрое лечение фобий»

Комментарии

ФОБИЯ: Непреодолимый навязчивый страх; состояние, характеризующееся таким немотивированным страхом.

Страх и фобия

Фобическая реакция – пример «мгновенного» научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря (условного рефлекса). Увидел паука – напугался – теперь пугаюсь постоянно.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а «предположение» о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): «Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть». Потом он мог начать представлять себе, как это может произойти (ВК + АК). В течении времени он мог обращать внимание на сообщения новостей и статьи в газетах. Возвращаясь в другой раз он мог подумать

Учтите, что техника «Быстрое лечение фобий» может работать как с фобиями, так и со страхами.

Названия для фобий

Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:
агорафобия — страх открытого пространства;
акнефобия — страх перед появлением на коже угрей;
апейрофобия — страх перед бесконечностью;
арахнофобия — страх перед пауками;
бромгидрофобия — боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;
винофобия — навязчивый страх употреблять вино;
гидрофобия — боязнь воды;
гленофобия — боязнь взгляда куклы;
интимофобия — страх перед выключением осветительных приборов;
канцерофобия — страх заболеть раком;
кейрофобия — навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;
клаустрофобия — страх закрытых помещений;
ксенофобия — страх незнакомого;
мизофобия — боязнь загрязнения;
микрофобия — страх маленьких предметов;
никтофобия — страх темноты;
тениофобия — боязнь заразиться глистами;
теофобия — боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;
харпаксофобия — боязнь разбойников;
хипенгиофобия — боязнь ответственности;
фотофобия — страх света;
эрейтофобия — страх покраснеть;
эйхофобия — боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Экологическая проверка и вторичные выгоды.

Здесь описано только паттерн изменения. Как и для любой техники нужно выяснить намерение и вторичные выгоды поведения и помочь найти Клиенту другие способы их реализации.

Обучение

Для выполнения данной техники требуется несколько навыков:

Первый навык – умение многомерной диссоциации.

Второй навык – ассоциированное проживание события в обратном порядке.

Третий навык – быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.

Для второго навыка требуется ещё умение диссоциированного просмотра событий задом на перёд.

Хотя, возможно, ассоциированному перепроживанию событий можно научиться и другим способом.

Многоступенчатая диссоциация

Сначала Клиент обучается диссоциироваться от неприятных переживаний. В принципе, это не обязательно должна быть двухступенчатая диссоциация – этих ступеней может быть и одна, и три, и шесть. Оператор калибрует состояние Клиента и выбирает такое количество ступеней диссоциации, чтобы Клиент был в достаточно (насколько это возможно в данной ситуации) комфортном состоянии.

Иногда полезно добавить «метафоры управления»: например, на последнем этапе Клиент становится киномехаником, который управляет показом фильма и может выключить его в любой момент. Как вариант, можно сначала посадить Клиента перед телевизором, потом он мысленно встаёт у него за спиной с пультом от видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, а по телевизору показывается фильм о «проблемной» ситуации. В любом случае, у Клиента в последней ступени диссоциации будет «символ управления» (пульт видеомагнитофона, кнопки управления кинопроектором), причём управлять он должен именно показом фильма о проблемной ситуации.

По видимому, многомерная диссоциация нужна для сильных негативных переживаний. В том случае, если вы работаете с не слишком интенсивными негативными или положительными переживаниями может быть достаточно одномерной диссоциации. В любом случае, это в первую очередь определяется по калибровке Клиента.

Паттерн разрушения сильного якоря

Задача данного паттерна – разрушить сильный якорь. Другие паттерны разрушения якорей (коллапс, переякорение) по видимому, плохо работают с «сильными» якорями. При этом данный паттерн можно применять не только для разрушения фобических реакций, но и якорей на любые другие интенсивные переживания: страх, влюблённость, ярость и т.д.

Собственно, сам паттерн описан на 4 шаге техники: клиент «впрыгивает» в кадр, когда он уже не испытывает проблемного переживания, быстро перепроживает проблемную ситуацию задом на перёд, до момента до её начала, потом диссоциируется.

Демонстрация

Тренер: — Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

Клиент: — Я боюсь машин.

Т: — И давно это у тебя?

К: — Около года.

Т: — Оля, а насколько сильно ты их боишься?

К: — Я стараюсь на них не ездить.

Т: — А как же ты сюда добралась?

К: — На метро.

Т: — То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

К: — Не столько ездить — я к ним и подходить опасаюсь.

Т: — А автобусы, троллейбусы, трамваи?

К: — С ними всё нормально.

Т: — Грузовики?

К: — Тоже всё нормально.

Т: — И давно это у тебя?

К: — Около года.

Т: — Итак, правильно ли я понимаю ситуацию – ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

К: — Да, я хочу это изменить.

Т: — А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

К: — Я боюсь именно подойти к ним. (Тренер устанавливает К якорь Я). Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

Т: — Хорошо. Посмотри вокруг. (Проверяет якорь Я). Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … (Ставит К якорь Я+) Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. (Проверяет якорь Я+). Что это было?

К: — Я бы назвала это комфортом.

Т: — Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать – что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

К: — Ну. Я … Они могут тебя сбить.

Т: — То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

К: — Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

Т: — Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

К: — Первое, что приходит в голову – я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

Т: — И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

К: — Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

Т: — Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

К: — Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

Т: — И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

К: — Это понятно – безопасность.

Т: — Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

К: — Нет, это наверно всё.

Т: — А может тогда всё так и оставим – столько пользы?

К: — А можно пользу оставить, а страх убрать?

Т: — Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

К: — Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

Т: — Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

К: — Когда сюда шла – я боялась переходить улицу.

Т: — Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

К: — Да, я иду от метро.

Т: — Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

К: — Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

Т: — Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

К: — Да. Вхожу в здание.

Т: — Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

К: — Да, есть.

Т: — Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

К: — Да, представила.

Т: — А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

К: — Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

Т: — Да, именно так.

К: — Да, представила.

Т: — Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

К: — Попробовала.

Т: — Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. (Воспроизводит и удерживает Я+). Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

К: — Да.

Т: — Запускай.

К: — Да, просмотрела.

Т: — (Снимает Я+) Насколько комфортно тебе было смотреть?

К: — Достаточно. Но немного чувствовался страх.

Т: — А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию (воспроизводит Я+)

К: — Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

Т: — Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. (Устанавливает Я+). Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. (Устанавливает Я+). Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. (Устанавливает Я+). Отлично. Давай посмотрим, что получилось. (Воспроизводит Я+). Как тебе это теперь?

К: — Ух. Хорошо.

Т: — Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик – и ты входишь в здание.

К: — Да, просмотрела.

Т: — (Снимает Я+) Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

К: — Да, сейчас вполне нормально.

Т: — Скорость просмотра было большой?

К: — Да, очень.

Т: — (Воспроизводит и удерживает Я+). Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

К: — Хм, забавно.

Т: — (Снимает Я+) Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно «впрыгиваешь» в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? (Воспроизводит и удерживает Я+).

К: — Да, я сделала это.
Т: — Это было быстро?
К: — Не очень.
Т: — Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.

К: — Теперь очень быстро.

Т: — (Снимает Я+) Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

К: — Ну, машины как машины.

Т: — (Воспроизводит Яреакции нет). Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

К: — Да ничего особо.

Т: — Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

К: — Да, например когда даже зажегся «зелёный человечек», следует посмотреть «не едет ли кто?». Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине – стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

Т: — Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

К: — Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину – оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем – нет.

Т: — И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

К: — Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

Т: — Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

К: — Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

Т: — Что происходит в этот момент внутри тебя?

К: — То же чувство, что и при переходе улицы – только более острое. И я себе чётко говорю: «Нет!», или: «Да, можно». В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

Т: — И что ты делаешь?

К: — Если нет – машу, мол, проезжай. А если «Да» – то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать «Нет».

Т: — Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

К: — Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня – к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

Т: — Тебя устраивает то, что получилось?

К: — Да, вполне.

Т: — Спасибо.

Ответы на вопросы

— Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

Т: — Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

— Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

Т: — Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена – разрушится и этот якорь. То есть воспроизведение стимула не вызывает ответной реакции.

— Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

Т: — Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет вполне комфортно просматривать фильм.

— Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

Т: — Конечно. Фобическая реакция часто защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но быть бдительным в большинстве случаев всё-таки стоит.

— С какими ещё переживаниями работает эта техника?

Т: — Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее.

— Но ведь восторг – положительное переживание?

Т: — И что с того, что это переживание человеку нравится? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе женщину лет сорока, восторгающуюся любым ребёнком, попавшимся на дороге. Это может сильно напрягать её родственников и соседей. Да и её саму тоже.

— Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

Т: — Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

— Сильно ли отличается техника в случае страха или фобии?

Т: — Практически не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия – это история образования паттерна. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий практически не будет.

Презентация

Проверь себя

[ad_2]

Автор Александр Любимов