Статья:: Структура субъективного мира

[ad_1]

Оглавление[]

Субъективное представление о структуре субъективного мира человека на основе исследования внутренних представлений ценностей, намерений, критериев, способностей, смысла жизни и всякого прочего.

Ценности

Я начну с ценностей и больше будут говорить о них. Так уж вышло, что с них исследования и начинали.

Здесь будет не очень важно, как описывают, что такое ценности в учебниках, википедии или раздаточных материалах к тренингам — важно то, как именно вы это воспринимаете.

Зачем

Ценности определяют наши цели, что мы делаем или не делаем. Как реагируем на поступки других людей. Принимаем решения мы тоже на основе наших ценностей.

Осознание и определение своих ценностей поможет разобраться в своих поступках, выборах и действиях: часто то, что нам кажется важным, таким не оказывается, и наоборот. А так же подкорректировать нашу систему ценностей.

Определение ценностей

Определите, что такое ценности для вас? Здесь нужно именно ваше собственное определение.

Обратите внимание — потом можно будет это определение сменить или уточнить. Нам просто нужна отправная точка.

Например, ценности для вас это:

  • что определяем мои действия;

  • ориентиры себя в этом мире;

  • к чему хочется стремиться;

  • что в мире главное для меня;

  • что определяем меня, как личность;

Здесь и в остальных упражнениях ориентируйтесь именно на своё внутреннее представление: если какое-то ваше качество, способность, миссия или поведение переживаются вами как ценность — значит для вас это ценность.

Оценка важности

Выберите 5-7 вещей, которые точно являются для вас ценностями. И оцените их по уровню важности от 0 до 10.

Например:

  • безопасность 9

  • друзья 9

  • справедливость 6

  • уважение 5

  • личностный рост 10

  • любовь 9

Потом мы сравним оценки, которые вы дали сознательно, с оценками, которые получатся при помощи калибровки.

Внутреннее представление

Теперь давайте исследуем, как представлена система ценностей у вас внутри. Возьмите три ценности, желательно не из предыдущего списка:

При этом ориентируйтесь не на логику, а на то, как вы это переживаете.

Например, вы выбрали:

  • свобода;

  • точность;

  • комфорт.

Когда вы думаете об этих ценностях в контексте уровней важности, как они вам представляются?

Нам нужно выяснить субмодальные характеристики.

Когда мы думаем о ценностях в контексте их взаимной важности, скорее всего будет визуальное представление. Не обязательно, но в большинстве случаев. Возможно вы обнаружите, что ценности по разному переживаются, в зависимости от того, как вы о них думаете, и могут быть представлены в разных модальностях. Но когда вы начинаете о них думать в контексте уровней важности они приводятся «к единой системе» — что логично, так как тяжело сравнивать картинку и мышечное ощущение.
Ценности обычно организованы по принципу гетерерахии — когда важность конкретной ценности может меняться в зависимости от контекста. Иерархия — это как в армии: генерал — полковник — майор — лейтенант. Гетерархия, это как в школьном классе, где нет явного лидера: один лучше в математике, другой — в русском языке, третий — в физкультуре, четвёртый лучше всех поёт. Гетерархия в каждый конкретный момент времени создаёт иерархию, которая меняется в зависимости от условий.

Например:

  • ценности расположены на вертикальной линии перед вами — чем выше, тем важнее;

  • уровень важности определяется расстоянием до вас — чем ближе, тем важнее;

  • важен размер — чем больше, тем важнее;

  • важность связана с яркостью — чем менее важна ценность, тем она более тёмная.

Обращаем внимание именно на критическую субмодальность — ту, которая влияет сильнее всего. В вашем опыте может оказаться, что с увеличением важности ценность выше, ярче и крупнее. Но наиболее сильно влияет размер (яркость, контрастность и так далее).

Отследите так же, какая метакинестетика показывает вам уровень важности. Чем важнее:

  • тем площадь ощущения больше;

  • сильнее распирание;

  • ощущение более тёплое;

  • увеличивается скорость скручивающего движения;

  • увеличивается амплитуда вибрации.

Теперь проверьте ваши логические оценки ценностей самокалибровкой: отшкалируйте представление о важности — яркость, расстояние, интенсивность тепла, высоту, — и представьте, где ценности из первого списка находятся для вас, как вы их переживаете.

У кого-то будет практически полное совпадение с логической оценкой, у кого-то полное несовпадение, но чаще всего что-то совпадает, что-то не очень.

Что делает ценность ценностью

Следующая задача — выяснить для себя, что делает ценность ценностью? Чем отличаются, например, эмоции и ценности: радость как эмоция и радость как ценность?

Или какое-то понятие, которое не является для вас ценностью, хотя вы его и оцениваете позитивно (мир во всё мире, демократия, честь), и ценность-понятие (безопасность, равенство).

Здесь ценности удобно разделить на ценности-эмоции (радость, счастье, комфорт) и ценности-понятия (справедливость, развитие, свобода).

Самомоделирование довольно стандартное: выбираете три-четыре «просто эмоций» и позитивных понятия, пишете их в столбик и смотрите, что между ними общего. Потом в другой столбик пишите три-четыре ценности-эмоции и ценности-понятия, и смотрите, что уже между ними общего.

Поиск общего здесь нужен, чтобы выявить характерные признаки класса, а не отдельной ценности (эмоции, понятия).

А потом ищете различия между столбцами. Это может касаться субмодальностей, метапрограмм, качеств, концепций и так далее. И желательно найти критические различия — что превращает ценность в просто переживание или обратно.

Обычно ценности переживаются как что-то более «протяжённое»: они есть во всех контекстах, всё время присутствуют в мыслях, продолжаются во времени. А например «просто» эмоции что-то кратковременное, которое переживается прямо сейчас.

Ценности-цели и ценности-средства

Одни ценности важные сами по себе (ценности-цели), другие служат для достижения других ценностей (ценности-средства). Для последних есть ответ на вопрос «зачем ты это делаешь»:

— Зачем тебе свобода?

— Она даёт мне счастье.

В соответствии с этим при выяснении ценностей есть две группы вопросов. На выяснение смысла:

— Зачем тебе это нужно?

— Какой тебе в этом смысл?

— Что это тебе даёт?

Друга группа вопросов используется для выяснения более важных ценностей, чем данная ценность-цель:

— Что для тебя более важно, чем это?

— Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

 

 

Ценности-цели и ценности-средства переживаются по-разному. Можно их сравнить, используя схему моделирования выше.

Конкретизация ценности

Следующий полезный шаг — лучшее осознание ценности. Для этого стоит ответить на несколько вопросов.

Приведите к виду «Субъект — Действие — Объект»

Ценности обычно выражаются при помощи номинализаций или фраз с номинализациями: истинная любовь, счастье, одобрение. Желательно номинализации превратить обратно в глаголы и выяснить «направление действия»:

— Одобрение.

— Кто кого одобряет?

— Радость?

— Кто чему радуется?

Что это такое?

Определите, что это такое конкретно для вас, как вы это понимаете и переживаете.

Зачем это вам? Почему это важно для вас?

Ценности можно разделить на ценности-средства и ценности-цели. Ценности-цели важны сами по себе, а ценности-средства служат для их достижения.

Смысл/значение ценностей-средств обычно определяется важностью вышестоящей ценности, а вот почему важна ценность-цель стоит уточнить.

— Справедливость.

— Зачем это тебе?

— Справедливость даёт мне спокойствие. [ценность-средство]

— А что тебе даёт спокойствие?

— Оно важно само по себе.
— Почему спокойствие важно для тебя?

— Оно мне сильно нравится, оно приятное. Мне хочется, чтобы это ощущение длилось, присутствовало в жизни.

Это определяете вы сами или задаётся извне?

Радость вы переживаете сами, а одобряют вас «снаружи».

Как это представлено внутри?

Внутреннее сенсорное представление, как видится, слышится, чувствуется.

Как вы узнаете, что ценность удовлетворена?

Выясняем критерии удовлетворения ценности. Как вы узнаете, что вас одобряют, что вы успешны, что личностно растёте?

Буквально выясняем убеждение о критериях для этой ценности.

— Как ты узнаешь, что работа действительно хорошая?

— Хорошая работа — это достойная зарплата, дружный коллектив и интересные проекты.

При желании можно конкретизировать и критерии: «Какая именно зарплата будет для тебя достойной?» Более подробно можно посмотреть здесь.

Что подходит под эти критерии?

На основе выясненных критериев можно для себя определить, что (или кто) конкретно подходит под них. Под «заниматься любимым делом» может подойти обучение музыке, а для того, чтобы получить «спокойствие» нужно тихое место и интересная книга.

Нейрологические уровни

Пару слов о нейрологических уровнях. Это хорошая модель, которая весьма полезна, например, в коучинге — клиент при её помощи может прекрасно структурировать информацию.

Но в контексте самоисследования она только мешает.

По моему опыту, во внутреннем представлении всё устроено несколько иначе. Миссия часто переживается как ценность и при этом даже не является самой важной ценностью, какого бы уровня миссия не была. Контекст, поведение или способности вполне могут быть ценностью: например, «рыбалка с друзьями» может переживаться именно как ценность.

Возьмём какую-то эмоцию, например радость:

  • поведение — эмоция «радость»;

  • способность — умение/возможность «радоваться»;

  • ценность — «радость» как ценность;

  • идентичность — «Я — радующийся человек»;

  • миссия — «Сделать всех людей радостными».

Различия будут в основном только в модальности: «просто» поведение, «умение», «право», «возможность», «вероятность», «важность», — и «размере»: здесь и сейчас (поведение), продолжено во времени/пространстве (ценность», расширено на других (миссия). Тонкость тут в том, что соотношения модальностей и размеров совершенно не иерархические, как я уже писал — это скорее гетерархия. «Право на мою радость» может восприниматься важнее, чем «все люди радостные».

При этом как ценность может переживаться и сама радость, и умение радоваться, и «Сделать всех людей радостными», и «Я — радующийся человек».

Миссия и смысл жизни

Сначала несколько замечаний по поводу техники «Интеграция нейрологических уровней».

Во-первых, по построению и по командам — это гипнотическая техника, причём директивного плана, в которой пресуппозируется заданная структура внутреннего мира.

Во-вторых, у меня есть устойчивое представление, что многие просто конструируют себе миссию на основе внушений, а не выясняют её. Например, если через какое-то время откалибровать реакцию человека на его миссию, можно получить низкие признаки важности и позитивной оценки. Не смотря на то, что говорить он о ней будет, как о чём-то глобальном и тому подобное. При внутреннем исследовании точно так же человек скорее переживает такую миссию как нечто не очень важное и часто чуждое.

Это не относится, конечно, к тем случаям, когда в процессе техники вышли на «реальную» миссию, или созданная в этом процессе миссия хорошо согласуется с картой.

В-третьих, не смотря на сильные эмоции после прохождения техники, у достаточно большого числа людей каких-то заметных поведенческих изменений не происходит или они неустойчивы. Насколько я понимаю, миссия, полученная в результате гипнотического внушения, может как попасть в карту — и тогда мы получим более-менее устойчивые изменения, — либо не попасть — и тогда изменений не будет или будет регресс.

Если же выявлять миссию не методом внушения, встречается она не для всех контекстов, а у некоторых людей ничего похожего нет ни для какого контекста. При этом то, что человек считает «смыслом жизни», встречается намного чаще. И это может быть как процесс, в котором человек участвует («помогать миру»), так и цель («сделать что-то действительно важное»). «Смысл жизни» так же может быть чем-то, определяющим человека и/или позволяющим оценить правильность выбора. И в некоторых случаях «смысл жизни» совпадает с «глобальной миссией».

Для выяснения «смысла жизни» можно использовать набор вопросов:

  • Что такое «смысл жизни»?

  • Есть ли он в вашей картине мира?

  • Как он представлен внутри (если есть)?

  • Как его создать (если нет, но вы хотите попробовать)?

  • Критерии подходящего «смысла жизни»?

  • Какой или какие «смыслы жизни» подходят под эти критерии?

  • Как усилить или ослабить его важность?

Для выяснения миссии можно использовать эти же вопросы, просто замените «смысл жизни» на «миссию».

Модальности поведения

 

Способности, возможности, качества — по опыту, это разные модальные способы думать о каком-то поведении.

О «выступлении на публике» можно думать как о поведении, как об умении, способности, возможности, праве («имею право выступать»), вероятности, важность. И у каждого варианта будет своё внутреннее представление и переживание.

Например, возможность внутренне может представляться как «мигающая картинка» или смена кадров, в котором человек делает или не делает что-то.

Часть из этих модальностей будет соотносится с тем, что в нейрологических уровнях называется поведением, часть — со способностями, часть — ценностями, а может и не вписываться в эту структуру.

Например, качество, в отличие от способности, часто переживается как «распространённое» во времени и/или контекстах. Чем напоминает ценность, но в ценности есть ещё сильная «важность».

Для исследования модальностей можно использовать ту же самую схему, что и для исследования ценностей. Два столбца, в один пишете, что для вас является способностью (качеством, возможностью), а в другой — близкие по структуре, но способностью/качеством/возможностью не являющиеся. Для каждого столбца ищете сходство, а потом различия между столбцами. Среди различий ищете критические.

Критерии

В НЛП часто критерии часто являются синонимами ценностей. Но по опыту это не совсем так.

Есть критерии совсем не близкие к ценностям, например, когда они выступают просто как физические характеристики чего-то: рост выше 1.80, до работы не более часа, лёгкий, быстрая, красненький.

Но есть критерии, которые действительно связаны с ценностями и антиценностями — когда характеристикой является реализация ценности или отсутствие реализации антиценности:

  • достижение счастья;

  • возможность быть свободным;

  • демонстрация уважения;

  • отсутствие болезней.

И переживаются они иначе, чем ценности. Скажем так, с другой модальностью.

Намерения

Если рассматривать намерение именно как ответ на вопрос к поведению «зачем тебе это нужно?» — как только в ответах переходим от поведения к ценностям, намерение и переживается как ценность. Никаких отличий замечено не было. Так что в этом смысле, намерения не «близки к ценностям» — это ценности и есть.

Заключение

Я не считаю эту статью «исчерпывающим описанием структуры субъективного опыта» — скорее описанием способа взглянуть на него, опираясь на (само)исследование. Мне кажется это более близким к духу НЛП, чем определения и модели, опирающиеся на философские идеи или чисто логические выводы.

[ad_2]

Источник https://trenings.ru/materialy/stati/1947-statya-struktura-sub-ektivnogo-mira.html